В НИУ «БелГУ» разработали медные провода для высокоскоростных поездов

Домчаться на поезде из Белгорода до Москвы за несколько часов. Скоро это станет возможным благодаря разработке материаловедов Белгородского государственного университета. Ученые нашли способ обработки медных сплавов. Технология может использоваться при изготовлении проводов для высокоскоростного транспорта.

В лаборатории — как на кухне. Чтобы медный сплав довести до нужных кондиций, проводят ряд манипуляций. Сначала помещают в печь. Здесь при температуре более 900 градусов материал накаляется докрасна. Цель термообработки – получить наночастицы в чистой медной матрице. От их размера зависит прочность материала. Чем меньше они будут, тем лучше.

Следующий этап — прокатка. Поиск лучшего рецепта обработки материала — процесс трудоемкий. Ведь ученые работают со структурой материала. При воздействии на него нагрузок или температуры меняются физико-механические свойства. После испытаний образец исследуют в электронном микроскопе.

Над разработкой технологии трудятся студенты, аспиранты и молодые ученые Белгородского госуниверситета. Эксперименты проводят на современном оборудовании.

Сплав подвергают еще одним манипуляциям. После электрохимической полировки в стакане с раствором кислоты и спирта материал помещают в твердомер, а затем специальным прибором вычисляют его электропроводность. На выходе получаются провода, которые в три раза прочнее аналогов.

Необходимо наладить выпуск медных проводов в промышленных масштабах. В нашей стране производят такие изделия, но они способны надежно работать при скорости поездов не больше 150 километров в час. Все, что выше 250 — выпускают за рубежом. В основном — в Китае.

Для испытаний медных проводов в промышленных масштабах нужна поддержка бизнеса, говорят ученые. Только в такой научно-производственной коллаборации возможно практическое внедрение фундаментальных разработок.