В широкий прокат выходит военная драма «Первый Оскар»

Сегодня, 21 апреля, при поддержке телеканала «Россия 1» в широкий прокат выходит художественный фильм «Первый Оскар». Картина режиссера Сергея Мокрицкого посвящена подвигу фронтовых кинематографистов.

В центре сюжета – молодые неопытные студенты-операторы, которые рвутся на фронт. Ведь их профессия – снимать то, чем живет страна. Однако они еще не знают, каким испытанием для них обернется война: как профессиональным, так и личным. Их азарт столкнется с реальным ужасом боев, невыносимым холодом и искренним непониманием людей, зачем снимать их горе.

Фильм основан на реальных событиях. Это уникальная реальная история съемок документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» в 1941 году. Лента была удостоена первой в истории «Оскара» награды за лучший документальный фильм, и именно этот «Оскар» стал первым для отечественных кинематографистов.

1941 год. Двадцатилетние студенты-операторы Лев Альперин и Иван Майский соперничают за звание лучшего оператора курса и за любовь красавицы Юны с актерского факультета. Когда начинается эвакуация, они втроем отказываются уезжать и отправляются на фронт: Юне предстоит выступать в концертной бригаде, а Иван и Лев становятся военными кинооператорами. Их соперничество продолжается и здесь, но испытания и ужасы войны, мужество и подвиги советских солдат, свидетелями которых они становятся, меняют их взгляды на творчество и жизнь. Только благодаря этому им удается снять кадры, которые войдут в историю…

«В русской литературе существует огромный пласт прекрасной фронтовой прозы. Всем известны ее авторы: Григорий Бакланов, Василь Быков, Борис Васильев, Василий Гроссман, Виктор Некрасов и другие. Многие фильмы показывают войну страшно и правдиво: «На войне как на войне» Виктора Трегубовича, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Иди и смотри» Элема Климова и другие. Но вот фильмов о кинооператорах на войне снято мало, – рассказывает режиссер фильма Сергей Мокрицкий. – Все эти книги и фильмы служили для нас источником в работе над сценарием. А еще драматурги Максим Бударин и Юрий Ненев использовали книгу Фомина и Михайлова «Цена кадра». Этот уникальный труд, в котором собраны документы, приказы, докладные записки и письма фронтовых операторов, оказался бесценным для правдивого показа событий в нашем фильме. Но главным источником для нас был сам фильм «Разгром немецких войск под Москвой», структура которого нам подсказывала структуру «Первого Оскара». Режиссерам фильма «Разгром немецкий войск под Москвой» Илье Копалину и Леониду Варламову удалось талантливо организовать съемочный материал фронтовых кинооператоров. Фильм получил признание зрителей и в Советском Союзе, и за рубежом. Впервые в истории советского кино фильм совершенно заслуженно получил «Оскар»».

Сами съемки фильма «Первый Оскар», которые проходили в разгар пандемии, были для съемочной группы больше, чем просто съёмки. Съемки фильма проходили в очень непростых условиях: при сильном морозе, пронизывающем ветре, в глубоких сугробах.

Картина снята кинокомпаниями «Централ Партнершип» и «Новые люди» при участии телеканала «Россия 1» и при поддержке Фонда кино и ПФКИ. Главные роли исполнили: Тихон Жизневский, Антон Момот, Дарья Жовнер, Сергей Пускепалис, Андрей Мерзликин и другие. В фильме также сыграли зарубежные актеры – номинант на премию «Оскар» Майкл Лернер («Бартон Финк») и Остин Бэсис (сериалы «Родина», «Люцифер», «Красавица и чудовище»).

«Мы снимали фильм про войну, которая закончилась много лет назад, и мы не знали тогда, что наш фильм будет выходить в совсем другое время, когда в жизни все так страшно обострится. Это фильм о судьбе военных операторов, об их подвиге и о том, что люди с кинокамерами в руках могут сделать для мира не меньше, чем люди, вооруженные до зубов. Сегодня очень важно это понимать», – рассказала актриса Дарья Жовнер, которая сыграла красавицу Юну с актерского факультета, за внимание которой борются Иван и Лев.

«Фильм «Первый Оскар» – это фильм о любви. О любви к женщине, о любви к профессии. Работа кинооператора во время боевых действий крайне неуместна. Война и творчество – два разных полюса человеческой деятельности. Но потом, после войны, оказывается, что именно работа хроникеров является очень важной. Как же мучительно им было решать, что есть правда о войне – шеренги марширующих солдат или слезы медсестер и матерей. Но их глазами мы видим историю», – отметил Сергей Мокрицкий.