«Седьмая симфония»: большая премьера на телеканале «Россия» уже 8 ноября

8 ноября в 21:20 на телеканале «Россия» – премьера многосерийной исторической драмы «Седьмая симфония». Пронзительная человеческая история об одном из самых вдохновляющих и невероятных эпизодов Великой Отечественной войны, когда весь мир, затаив дыхание, услышал великую музыку из блокадного Ленинграда.

После первой блокадной зимы дирижер Большого симфонического оркестра радиокомитета получил важное правительственное задание – исполнить в осажденном городе Седьмую симфонию Шостаковича. Это казалось невозможным – от оркестра осталось несколько музыкантов: кто-то умер от голода, кто-то ушел на фронт, а кто-то пропал без вести. Но концерт должен состояться и прогреметь на весь мир, чтобы и друзья, и враги услышали: «Ленинград жив!».

В помощь руководителю оркестра Карлу Элиасбергу откомандирован сотрудник НКВД Анатолий Серегин. Но еще до этого приказа судьба лейтенанта Серегина, потерявшего всю семью во время налета, пересекается с судьбой Элиасберга: именно Серегин руководит задержанием и арестом жены дирижера. Несмотря на взаимное недоверие и полное неприятие друг друга, дирижер и лейтенант должны совершить невозможное: вместе найти в блокадном городе недостающих исполнителей и обеспечить премьеру Седьмой Ленинградской симфонии. В фильме переплелись судьбы ленинградцев и защитников города, всех, кто сражался с врагом во имя любви и надежды.

«Эту историю мне рассказал Алексей Гуськов. Мне всегда казалось, что я много знал про Седьмую симфонию Шостаковича и про ее исполнение в Ленинграде летом 1942 года. Но, как выяснилось, я не знал ничего… Наш фильм – это история не про Шостаковича и не про то, как он писал симфонию. Наш фильм про людей, которые ее исполняли. История про Карла Элиасберга, скромного и одновременно амбициозного, одержимого музыкой дирижера, которому было поручено собрать оркестр. Собрать восемьдесят профессиональных музыкантов после первой блокадной зимы в Ленинграде – это уже подвиг. Оркестр – это не просто люди, сидящие каждый по отдельности за своим инструментом, это единый организм, одно дыхание. Люди в оркестре сыгрываются годами, а тут надо было быстро собраться, отрепетировать и исполнить так, чтобы весь мир запомнил и понял, что город жив», – рассказал режиссер и соавтор сценария Александр Котт.

Над сценарием работала большая команда авторов: Алексей Караулов, Наталья Назарова, Александр Котт, Зоя Кудря, а также Георгий Кесоян и Семен Воронин.

«У этой истории нет литературной основы: работая над сценарием, мы изучали документальные источники, опирались в основном на них. На съемках нас консультировал историк из Петербурга, который хорошо знает тему блокадного Ленинграда. Его задача была не допустить искажения и передергивания фактов и событий. В нашем фильме существует художественная правда, а не художественный вымысел. В картине есть реальные герои, про которых мы рассказываем, исходя из фактов их биографий. К примеру, о дирижере Карле Ильиче Элиасберге знаем больше, чем об остальных, потому что лично встречались с его родственниками. Но в картине преобладают собирательные образы, в основе которых – истории реальных музыкантов из оркестра. Мы вносили некие изменения в их биографии, поэтому их фамилии – вымышленные», — отметил Александр Котт.

Музыка пронизывает весь проект: в каждой серии звучат фрагменты из Седьмой симфонии Шостаковича, а также произведений Баха и других композиторов. Специально для фильма композитор Юрий Потеенко написал оригинальную закадровую музыку, которая сопровождает главных героев на улицах блокадного города. 

«80% нашего фильма – это звучание Седьмой симфонии. В начале ее пытаются сыграть двенадцать полуживых людей, но в процессе репетиций она преображается, обретает силу и в конце становится монументальным музыкальным произведением, которое исполняют 80 человек. В массовых сценах, в которых фигурирует Большой симфонический оркестр Ленинграда, участвовали настоящие музыканты из оркестра Михайловского театра Санкт-Петербурга. Надо сказать, у музыкантов есть особые жесты, движения пальцев, они по-своему говорят, ходят, ведут себя. И я тщательно следил за этими вещами, мы вносили коррективы в сценарий, чтобы все выглядело правдиво и достоверно», – рассказал композитор Юрий Потеенко.

Исполнители главных ролей в многосерийном фильме «Седьмая симфония» играют на своих музыкальных инструментах в кадре самостоятельно. Музыкальное образование помогло Елизавете Боярской профессионально исполнить партию флейты, а Наталье Рогожкиной – партию фортепьяно. Но не всем так повезло: Лидии Вележевой пришлось осваивать навыки игры на гобое с нуля, а Тимофею Трибунцеву специально для съемок брать уроки игры на альте у солистки оркестра им. Чайковского. Для Алексея Гуськова роль дирижера не первая в карьере: он уже играл руководителя оркестра во французско-русской картине «Концерт». Перед съемками сериала «Седьмая симфония» Гуськов три месяца оттачивал дирижерские приемы с композитором Юрием Потеенко. 

Съемки «Седьмой симфонии» проходили в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Декорации блокадного города были развернуты в самом центре – возле Казанского Собора и Академии художеств, на улицах и набережных, в парадных. В один из съемочных дней площадь перед Казанским была огорожена и «засажена» сначала ростками капусты, потом их заменили на кочаны (в годы блокады люди прямо на площадях выращивали овощи). В трамвайном депо снимали сложную сцену бомбежки; на территории рыбзавода в Новой Ладоге были построены деревянный пирс и декорации нескольких зданий, которые были взорваны в сцене налета немецкой авиации. В 50 километрах от города снимали лесную натуру и болото, в которое попадает лейтенант Серегин (Алексей Кравченко). Здесь же был развернут военный лагерь, вырыты окопы, построены блиндажи и укрытия.

Сцену легендарного концерта, во время которого исполнялась Седьмая симфония, снимали там же, где он состоялся в 1942 году – в Большом зале филармонии. В Санкт-Петербургской филармонии, старейшей в России, интерьер в целом сохранился, но креслам художники возвращали вид, аутентичный военным годам.

«Конечно, съемки массовых, батальных сцен – это всегда процесс непростой, но поскольку в Санкт-Петербурге достаточно подходящей натуры, снимать там – одно удовольствие: много чего сохранилось с военных времен – дворы, улицы, набережные… Город изменился, но островки того времени остались», — говорит режиссер Александр Котт.

«Главное отличие нашей картины от других фильмов о блокадном Ленинграде в том, что мы показываем город в основном в весенний и летний периоды. В летних видах есть какой-то просвет, проблеск надежды, не так все ужасающе выглядит, как зимой, когда холод и голод воспринимаются острее. Надеюсь, нам удалось создать свою атмосферу и какой-то особый, светлый мир в этой картине», — отметил художник-постановщик Сергей Иванов.

«Для меня, как для каждого ленинградца или петербуржца, эта история особенная, очень личная, очень болезненная. Потому что нет ни одной семьи, которой бы не коснулась блокада. Когда участвуешь в таком важном и ответственном проекте, хочется рассказать о тех событиях максимально честно, с уважением и пиететом, действительно вложить в это часть своего сердца», — подчеркнула актриса Елизавета Боярская.

Главные роли в сериале исполняют Алексей Гуськов, Елизавета Боярская, Алексей Кравченко, Наталья Рогожкина, Тимофей Трибунцев, Виктория Толстоганова, Лидия Вележева, Янина Студилина, Борис Смолкин и Игорь Ясулович. Режиссером стал Александр Котт.

Над сценарием работала большая команда авторов: Алексей Караулов, Наталья Назарова, Александр Котт, Зоя Кудря, а также Георгий Кесоян и Семен Воронин.