Документальный фильм Сергея Рудешко «Крепость». Часть 2

Старинный русский город Белгород основан как оборонительный форпост южных рубежей Российского государства. Долгое время он являлся военно-административным центром Белгородской защитной черты. Три раза менял город свое место, не изменяя при этом свое предназначение быть грозной крепостью-преградой на пути непрошеного врага.

 

Несколько лет назад известным белгородским исследователем Жигаловым и его единомышленниками из исторического общества «Ратник» была выдвинута новая, совершенно неожиданная версия о месторасположении третьей крепости.

«В процессе исследований по Белгородской черте мы занимались именно прохождением строительством земляного вала, 30-километрового вала, который был построен в 1646 году. Ну и, соответственно, место прохождения, безусловно, коснулось и архивных документов, относящихся к Белгороду. На основе архивных документов мы составили схемы, провели аэрографический анализ, то есть рельеф местности он и сейчас не поменялся», — рассказал Владимир Жигалов, председатель исторической организации «Ратник».

На сегодняшний день в белгородской историографии сложилось мнение, что земляной вал был проведен чуть ли не по кромке левого берега реки Везелки. Найденные обществом «Ратник» документы указывают на прохождение земляного вала по северной стороне Белгорода. Они и позволили определить его местонахождение –  это район современной улицы Николая Островского.

Как гласит «Путеводитель по Курской губернии», выпущенный в 1837 году, земляной вал «идет мимо самого Белгорода и простирается за могильную церковь в Августовой слободе, примыкая к горе неправильно называемой Козарским Саркелом». По другим источникам, вал упирался в реку Северский Донец.

Историческим обществом «Ратник» выявлена еще одна деталь, нарушающая традиционную теорию, – нужно внимательно посмотреть на известный план Белгорода 1693 года. Согласно фортификационным законам сильнее всего должна быть укреплена сторона предполагаемого противника. Как мы знаем, наиболее опасная сторона для Белгорода – южная. Именно оттуда приходили непрошеные гости. Неужели Белгород ожидал нападения со стороны Москвы? Может быть, стоит развернуть карту в противоположную сторону света? И тогда крепость встанет перед нами так, как и предполагается в исследованиях исторического общества «Ратник». Тем более что знаменитый план Квасова в оригинальном виде тоже имеет совершенно другую ориентацию по сторонам света.

Обследование предполагаемых мест вала и крепости, изучение рельефа дало свои результаты.

В 1646 году в районе пересечения улицы Островского и улицы Попова находилась Везеницкая башня. Она имела очень важное значение. Через нее проходила старая Посольская дорога, ведущая на  Москву,  чуть позднее по городскому участку этой дороги пролегла улица Старомосковская, ныне Попова.

Посмотрим на места современного города, где по версии общества «Ратник» стояли стены третьей крепости. Нижняя, южная стена должна была находиться в районе улицы Преображенской. Здесь до сих пор отчетливо видны резкие подъемы  в северную сторону. Интересно, что эти горки можно различить как раз по предполагаемой длине крепостной стены, затем они постепенно сходят на нет и с восточной, и с западной стороны. Такую картину мы наблюдаем и в районе предполагаемой северной стены, в районе Белгородского проспекта. Между этими возвышениями – довольно ровная территория Народного бульвара.

В сентябре 2020 года исполнилось 370 лет со дня возведения той самой, последней крепости, которая стала основой для развития и укрепления нашего Белгорода. От деревянных стен защитных укреплений до современного светлого облика его улиц.