Программа «Из глубины веков» посвящена народной музыке, старинным песням и обрядам. С незапамятных времён люди складывали песни, стремясь выразить свои мысли и чувства, свои душевные переживания. Старинные песни любой страны — это творчество многих поколений. Программа и ставит своей целью знакомство с фольклором. Выходит в эфир два раза в месяц — по пятницам в 7:50 и 18:50. Ведущая — Оксана Быкова.

Выпуск программы от 25-12-2014

Колыбельные песни — один из древнейших жанров фольклора. С их помощью убаюкивали маленького ребенка. Он лежал в люльке, которую покачивали в ритм песни. В древние времена колыбельная была ещё и заговором-оберегом. Люди верили в то, что человека могут окружать враждебные таинственные силы и слова колыбельной как раз были призваны защитить маленького человека от всего дурного. Со временем колыбельные песни утрачивали магические элементы и приобретали пожелание доброго сна. На Белгородчине колыбельные в народе назывались баюшками. Об этом рассказывает старший научный сотрудник Белгородского государственного центра народного творчества Наталья Кривчикова. В передаче звучат колыбельные песни села Подсереднее в исполнении Варвары Ходыкиной и Василия Барыкина.

Выпуск программы от 26-12-2014

В древние времена народное творчество сопровождало человека на протяжении всей его жизни, начиная с рождения, с колыбельных песен. В русском языке есть ёмкая фраза – пестовать ребёнка. Это означает его нянчить, ухаживать за ним и, конечно, любить. Короткие стихотворные напевы матерей, бабушек и нянюшек назывались в народе пестушками (от слова пестовать) и сопровождали малыша всё то время, когда он лежал в колыбели. Ребёнок подрастал и любящие родственники, которые нянчили малыша, развлекали его песенками-приговорками, названными в народе потешками. Колыбельные песни, пестушки и потешки сменялись прибаутками и сказками по мере взросления ребёнка и содержали в себе элементы воспитания. Подробнее о народной педагогике, о знакомстве маленького человека со своим родным языком расскажет в нашей программе старший научный сотрудник Белгородского государственного центра народного творчества Наталья Кривчикова.

Выпуск программы от 28-11-2014

Село Репенка Алексеевского района расположено в лесостепной полосе на границе Белгородской и Воронежской областей и находится на полпути между старинными русскими городами Острогожском и Алексеевкой. В допетровские времена вторым хлебом на Руси была репа, картофель появился значительно позже. Название села Репенка связывают с выращиванием репы на продажу древними поселенцами. Об этом ведущей программы Оксане Быковой рассказали жительницы Репенки, участницы фольклорного ансамбля «Рябинушка» Раиса Егоровна и Тамара Уколовна Голубятниковы, Мария Андреевна и Нина Лаврентьевна Некрыловы. Ансамбль участвует в фольклорных фестивалях и в сельских праздниках. Творчество народных исполнителей изучают учёные из Российской академии музыки имени Гнесиных, Санкт-Петербургской консерватории и Воронежской академии искусств.

Выпуск программы от 07-11-2014

Фольклорный коллектив села Нижняя Покровка Красногвардейского района Белгородской области носит необычное название «Усёрд» в честь древнего города. Нынешний год для ансамбля выдался успешным. Этот фольклорный коллектив был признан лучшим на фестивале «Вместе мы – Россия». Конкурс проходил в Твери и собрал исполнителей народных песен из разных регионов нашей страны. Следующий же, 2015 год, станет юбилейным для ансамбля. Он отметит 20-летие со дня своего образования. Все эти годы творческий коллектив работает под руководством заслуженного работника культуры Российской Федерации, основателя ансамбля «Усёрд» Виктора Нечаева.

Выпуск программы от 24-10-2014, 18:50

Село Иловка Алексеевского района Белгородской области славится своими песенными традициями. Здесь проживают более трёх тысяч человек. Местные жители любят свою малую родину и бережно хранят народную культуру. И в этом большая заслуга фольклорного ансамбля «Сударушка», который следует в своём творчестве многовековой манере пения, присущей только этому селу. Коллектив выступает в подлинном иловском народном костюме. По словам руководителя ансамбля «Сударушка» Екатерины Стручаевой, народные костюмы им достались от прародителей. Во время войны с гитлеровцами народные костюмы прятали от врагов, закапывая в землю. Гость программы — участница ансамбля «Сударушка» села Иловка Алексеевского района Татьяна Ивановна Трапезникова. 

Выпуск программы от 24-10-2014, 7:50

Селу Нижняя Покровка Красногвардейского района — 274 года. Оно родилось как поселение переселенцев. Это обстоятельство наложило большой отпечаток на обычаи, традиции и фольклор местных жителей. В течение почти 300 лет жители села Нижняя Покровка пели старые песни, слагали новые и передавали их из поколения в поколение вместе со старинными костюмами. В Нижней Покровке создан уникальный музей народной культуры. Среди организаторов этого музея Наталья Маняхина. Она руководитель ансамбля «Чернозёмочка» и 28 лет занимается тем, что сохраняет фольклорные традиции этой  территории.

Выпуск программы от 03-10-2014

История Ракитянского района уходит своими корнями в далёкие времена. Во второй половине XVII века эта территория стала частью Белгородской оборонительной черты, которая строилась для защиты русских земель от набегов крымских татар. В 1652 году, на правом высоком берегу речки Ракита, служилый человек Яковлев и подьячий Марков впервые забили колышек с надписью: «Здесь надо поставить острог». В этом же году был построен сторожевой острог, в котором поселились служилые «ратные» люди. Под защиту военных стремились попасть крестьяне и ремесленники. Они переселялись сюда из Смоленска, Рыльска, Курска и Брянских земель. И вскоре из небольшого сторожевого поста образовалась слобода Ракитная. Ехали сюда переселенцы большими обозами с семьями, со скотом и домашним скарбом. Местные жители занимались земледелием, ремёслами и разводили домашних животных. Тяжёлый крестьянский труд, радостные дни и дни печали нашли своё отражение в народных песнях, которые передавались из поколения в поколение. Гость программы — руководитель ракитянского ансамбля «Ладо» Виктория Польская. Вот уже 20 лет она собирает местный фольклор.

Выпуск программы от 26-09-2014

Осенью наши предки играли свадьбы. Уже убран хлеб с полей, сено уложено в стога, собран урожай овощей и фруктов. У сельских жителей появилось время для других важных дел, не связанных с работой на земле. А что может быть важнее, чем продолжение рода, рождение новой семьи?! В белгородских селах свадьбы проводились по строгим правилам. Начиналась свадьба со сватовства, затем проходили смотрины. Еще одна важная составляющая свадебного обряда – пропой невесты. Название этой церемонии происходит от слова петь, а не пить, как думают наши современники, мало знакомые с народной культурой. Во время девичника невеста прощалась со своей свободой. Обо всех этих моментах свадебного обряда, а также о других важных его составляющих (о приезде жениха в дом невесты и о венчании) подробно рассказали в предыдущей программе сотрудники Белгородского государственного музея народной культуры Анна Басаргина и Наталья Кузнецова. А сегодня они познакомят с завершением свадебного обряда.

Выпуск программы от 05-09-2014

Свадебные обряды на Белгородчине были самобытными. Организация свадьбы была продумана до мелочей и предполагала последовательность и обязательность выполнения тех или иных сторон праздничного обряда. Каждый его участник знал, что он будет делать, что говорить, в чём и как будет одет во время свадебных торжеств. Говоря современным языком, у наших предков существовал сценарий, от которого нельзя было отходить. Об этом идет речь в программе. Гости студии — старший научный сотрудник Белгородского государственного музея народной культуры Анна Басаргина и руководитель фольклорного ансамбля «Ладовицы» Наталья Кузнецова.

Выпуск программы от 22-08-2014

Ведущая программы Оксана Быкова знакомит с песнями села Глуховка Алексеевского района, которые исполняет фольклорный ансамбль «Дубравушка». Этому коллективу 30 лет. Руководит ансамблем Вера Ляхова. Недавно выпущен компакт-диск «Хороша наша деревня». В него вошли старинные песни, которые исполнялись в Глуховке много веков назад. Эти песни сохранились, дошли до наших дней благодаря и фольклорному ансамблю «Дубравушка». Гости студии – руководитель этого творческого коллектива Вера Петровна Ляхова и участники ансамбля Наталья Васильевна и Наталья Митрофановна Поздняковы. Они двоюродные сёстры и много лет поют в хоре.

Выпуск программы от 01-08-2014

В августе наши предки отмечали три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Считается, что народ назвал эти праздники Спасами в честь Иисуса Христа — Спасителя. С первого Спаса начинаются проводы лета, приходит время отлёта ласточек и стрижей. Традиция отмечать Медовый, Яблочный и Ореховый Спас дошла до наших дней. О том, как в древние времена наши предки провожали лето, рассказывает старший научный сотрудник Белгородского государственного музея народной культуры Анна Басаргина.

Выпуск программы от 25-07-2014

Первые сведения о местном казачестве на Белгородчине относятся к 1570 году. Это были казаки, основавшие город-крепость Оскол. Постепенно возникли казачьи поселения в Волоконовке и в Валуйках. Об истории казачества на Белгородчине ещё раз напомнили участники недавнего фестиваля казачьей культуры «Белгородская станица». Среди участников фестиваля был и мужской народный хор «Сокол». Гости программы — солист хора Сергей Луговской, участник этого творческого коллектива Виктор Демянко и директор Белгородского городского центра народного творчества «Сокол» Александра Ищенко. Ведущая Оксана Быкова узнала, как в нашу жизнь вплетается история казачества, его культура и семейные традиции.

Выпуск программы от 04-07-2014

Народный праздник Ивана Купала берёт своё начало с далёких языческих времён. По новому стилю он приходится в ночь с 6 на 7 июля. Через многие столетия он дошёл до наших дней и известен современникам. День Ивана Купала – один из самых ярких самобытных древних праздников. Многочисленные обычаи в этот день связаны с огнем, водой и травами. В каждом селе нашего региона по-своему отмечали день Ивана Купала. О традициях этого праздника рассказала гость программы — старший научный сотрудник Белгородского государственного музея народной культуры Анна Басаргина.

Выпуск программы от 27-06-2014

Село Боровое Новооскольского района существует около 400 лет. Жители этого древнего села никогда не знали крепостного права, поскольку земля, на которой они селились, принадлежала государству. На ней работали казённые крестьяне и служивые люди. Сегодня в селе Боровое проживают 270 человек — потомки тех, кто когда-то оборонял южные рубежи Российского государства, участвовал в походах против турок на Украине и против татар на юге страны. О том далёком времени рассказывают народные песни, которые передаются из поколения в поколение. Фольклорный ансамбль «Сударушка» села Боровое Новооскольского района хранит и продолжает традиции народной культуры. Гости студии — участницы этого самодеятельного коллектива Александра Ерёмина, Валентина Бокова и руководитель ансамбля Алла Татаринцева.

Выпуск программы от 25-04-2014

В предстоящее воскресенье, 27 апреля, на Белгородчине отметят Красную горку. Праздник был одним из любимых в дореволюционной России. О народных гуляниях, которые происходили через неделю после православной Пасхи, и о том, как празднуют Красную горку в наши дни, рассказывают гости студии – сотрудники Белгородского государственного центра народного творчества Максим Шапошников и Наталья Кривчикова.

Выпуск программы от 04-04-2014

Село Богородское расположено в Новооскольском районе и славится не только музеем Гуся, но и фольклорным ансамблем «Прялица». В нём поют уже немолодые люди, которые любят народные песни, обряды, старину своего родного села. Гости программы – руководитель «Прялицы» Марина Новикова и участница ансамбля Раиса Букарева.

Выпуск программы от 28-03-2014

Белгородская область относится к тем территориям России, где сохранились уникальные песенные и обрядовые традиции, а также традиции игры на древних музыкальных инструментах. Их наши предки изготовляли своими руками в основном из подручного материала. Мелодии, исполненные на жалейках, дудках, рожках, калюках, украшали народные праздники, придавали им особый колорит. На древних инструментах играли только мужчины. Благодаря собирателям фольклора мы сегодня имеем возможность слышать звучание этой старинной музыки. Старший научный сотрудник Белгородского государственного центра народного творчества Галина Анищенко много лет посвятила изучению древних музыкальных инструментов и способов их изготовления.

Выпуск программы от 07-03-2014

Исторически сложилось так, что в Чернянском районе живут русские и украинцы. Здесь сосуществуют песенные традиции, характерные для культур двух народов. Гости программы — руководитель фольклорного ансамбля «Отрада» Чернянского центра народного творчества Татьяна Иняхина и участница этого ансамбля Людмила Гончаренко.

Выпуск программы от 14-02-2014

Пять этнографических коллективов продолжают песенные традиции Красненского района. Среди них народный фольклорный ансамбль «Горенка» Сетищенского Дома культуры. Ансамблю 40 лет. Его творчеством интересуются специалисты в области этнографии, поскольку сельским жителям удалось сохранить свою подлинную народную культуру. Гости программы — солистка ансамбля «Горинка» Александра Глотова, директор Хмелевского Дома культуры Надежда Новинкина и методист отдела культуры администрации Красненского района Людмила Шеншина.

Выпуск программы от 07-02-2014

Ведущая программы Оксана Быкова рассказывает о фольклорном ансамбле села Афанасьевка Алексеевского района, которое заслуженно считается одним из самых «певучих» сёл России. Гости студии — руководитель Афанасьевского фольклорного ансамбля Фёдор Чертов и солисты этого творческого коллектива Наталья Рощупкина и Нина Карташова. В передаче прозвучат песни села Афанасьевка Алексеевского района «Порушка-Параня», «Во славном во городе», «Как у нас у садочку».