Владимир Капитоненко: У нас были иные возможности

В октябре 1992 года я пришел на работу в комитет по телерадиовещанию. Как раз набиралась группа для создания своего областного телевидения. Уже были Е.Ф.Дубравный, А.М.Уваров, В.В.Ежеленко, Т.А.Александрина, В.Л.Кайдалов, оператор В.Михеев. Перед нами стояла непростая задача: в короткие сроки освоить по возможности комплект оборудования, которое поступило на тот момент.

Поскольку нас было немного, разделились мы на две группы. Одна группа занималась монтажом центральной аппаратной выхода в эфир, другая — освоением прибывшей техники на тот момент. Мне приходилось выполнять работу осветителя, видеоинженера по настройке камеры, заряжать аккумуляторы, производить монтаж отснятого материала, да еще и выходить в эфир на ОРТПЦ, пока не была запущена эфирная аппаратная.

В течение двух месяцев мы осваивали незнакомую технику. Возникало, как говорится, немало проблем. Одного аккумулятора, скажем, хватало на десять минут съемки, а при минусовой температуре и того меньше. Поэтому приходилось носить с собой комплект до 10 аккумуляторов. После каждого включения камеры надо было производить баланс «белого» и «черного», что, конечно же, влияло на оперативность. Проблемы возникали и при монтаже на «Betacam» (в то время этот монтажный комплект только появился в России). Осваивали мы все телепремудрости методом проб и ошибок, так как описания не было, а за помощью обращаться было некуда, эти аппараты еще никто не знал. Трудности были и с художественным оформлением передач. Заставку телерадиокомпании «Белгород» просто нарисовали и всячески пытались «оживить». А титры, написанные на листе ватмана, приходилось двигать перед телекамерой вручную. Тем не менее, нам удалось смонтировать видеоматериал для первого выпуска, и 30 декабря 1992 года состоялся первый эфир. Но, чтобы выдать передачу в эфир, нужно было снять с видеомонтажа магнитофон и везти на ОРТПЦ. Что мы, кстати, делали долгое время.

Огромное спасибо работникам телерадиопередающего центра, в частности, Анатолию Мельникову за помощь и техническое содействие при выходе в эфир.

В начале 1993 года штат сотрудников начал расширяться. Появились новые специалисты: режиссер Александра Русакова, звукорежиссеры Алла Скрипник, Надежда Будагянц, видеоинженеры, операторы. Была запущена эфирная аппаратная, поступило новое оборудование: две видеокамеры и монтажный комплект S VHS. Телевидение перебралось на улицу Щорса в здание «Сельхозхимии». Здесь начали зарождаться новые творческие идеи   по  организации и оформлению передач.

Интересную идею предложила Алла Скрипник, и при активном участии Юрия Сергиенко у нас появилась передача «Вечерний экран», которая пользовалась большим успехом не только у белгородцев, но и у зрителей соседних областей.

Быстро завоевали популярность и художественно-исторические передачи «Истоки», «Неслучайные встречи». В осуществлении идей принимали участие все. Было много предложений и решений в оформлении студии, выборе декораций и стиля ведения передач. Заниматься этим было увлекательно и интересно, ведь всё создавалось своими силами. Использовались все возможности нашего пульта. Хотя эра компьютеров только начиналась, и в аппаратной стоял примитивный компьютер «правец», его видеокарта позволяла использовать всего восемь цветов, и он предназначался для монтажа на студийных магнитофонах «Кадр». Так что оформление телепередач приходилось делать вручную. Добро, у нас был мастер на всё руки художник Александр Мотлахов, который мог талантливо воплощать всё задуманное.

Спустя некоторое время, удалось приобрести компьютер по тем временам довольно мощный. Правда, программное обеспечение в области видео было трудно достать, но приобретали по возможности и старались использовать графику в передачах. Сейчас это вызывает улыбку: ведь нынче можно «на дому» сделать полупрофессиональное видео, а двадцать лет назад?

Два десятилетия – срок небольшой. Но если оглянуться назад, то станет ясно, телевидение сделало огромный скачок: с помощью цифровых технологий изменилось качество картинки, снимаемой камерой, возросли возможности компьютерного монтажа и компьютерной графики. Да и сами телеприемники изменились радикально.

В.КапитоненкоУ нас были иные возможности, но мы старались, трудились, придумывали, искали и находили! Теперь у нового поколения горизонты значительно раздвинулись. Творите, молодые, и двигайтесь к новым вершинам.

Владимир Капитоненко, художник компьютерной графики ГТРК «Белгород».

Яндекс.Метрика