Виталий Стариков: Работать с любовью

С телевидением я связан больше 20 лет. Началось всё с зародившейся ещё в детстве любви к звучащему русскому слову. Телевизор у нас в доме появился, когда я учился уже в 9 классе, а до этого было только радио – обыкновенный проводной радиоприёмник с одной программой. В детстве я с замиранием сердца слушал знаменитого «радиосказочника» Николая Литвинова. До сих пор помню его неповторимую интонацию, когда он нараспев вкрадчиво произносил фразу: «Здравствуй, дружок!». Помню бывшие тогда частыми радиоспектакли, в которых звучали голоса величайших русских артистов – Бабановой, Грибова, Яншина, Тарасовой, Степановой и других. А потом стал прислушиваться к голосам дикторов, читавших новости. Разве можно забыть тембр и манеру говорить Левитана, Герцога, Хлебникова, Высоцкой. Я рано услышал, а точнее – понял, что говорю совсем не так, как голоса в репродукторе. Пытался разобраться, в чём дело, прислушивался к каждому звуку, стараясь воспроизвести правильное звучание.

А потом была учёба в Саратовском театральном училище, где над словом работали очень серьёзно. Я благодарен моему педагогу по сценической речи Сюзане Леонардовне Лавринович, которая ещё больше влюбила меня в звучащее слово, «дала школу». И было совершенно естественным то, что, когда я приехал работать в Белгородский драматический театр имени Щепкина, сразу же пришел на радио и предложил свои услуги. Под руководством диктора Белгородского радио Валентины Владимировны Шаталовой я научился читать в прямом эфире новости, в литературных программах Дианы Фёдоровны Башвиновой оттачивал стихи и художественную прозу, а, читая очерки радиожурналиста Николая Филипповича Ряполова,  постигал науку погружения в мировоззрение и душу героев, о которых шла речь.

В 1982 году меня пригласили работать на телевидение Ростова-на-Дону. В течение трёх лет я был диктором новостной программы «День Дона», вёл самые разные передачи: литературные, молодёжные, музыкальные. Почти всё шло в прямом эфире, видеозапись тогда использовалась редко. В это же время я прошёл курс обучения в институте Центрального телевидения по специальности «диктор, ведущий телерадиопрограмм». Моими педагогами были известные дикторы Игорь Кириллов, Евгений Кочергин. Тогда же  поступил в Ростовский университет на филологический факультет, в котором было два отделения – собственно филология и журналистика. Таким образом, ещё до появления Белгородского телевидения я приобрёл кое-какой телевизионный опыт.

В 1985 году вернулся в Белгород и, конечно, вновь стал работать не только в театре, но и на радио. Уже поговаривали об организации в области своего телевидения, но до него было ещё довольно далеко. Но и тогда мы приобретали телевизионный опыт. Вместе со Светланой Львовной Запорожченко, работавшей тогда корреспондентом радио, делали передачи о нашем театре на Воронежском телевидении, транслировавшем некоторые блоки своих программ и на Белгородчину.

И вот 20 лет назад… Уже 20! А кажется, что и не так давно это было. Помню прекрасно волнение всех, кто тогда работал на радио. Ведь новую телевизионную аппаратуру – а тогда это и было всего-то два видеомагнитофона для монтажа, видеокамера SVHS да монитор – привезли в редакцию радио, которая располагалась на третьем этаже здания почтамта. Именно там монтировались первые передачи. А потом кассету везли на вышку и уже оттуда инженеры «отправляли нашу продукцию» в эфир. Первым моим сюжетом в одной из первых передач был репортаж о премьере в нашем театре спектакля «Над пропастью во ржи». Вот так в моей творческой жизни и идут всегда рядом театр, радио и телевидение.

Не помню, когда вышел первый выпуск новостей в классическом формате, но с тех пор и до сегодняшнего дня я читаю эти новости в эфире Белгородского телевидения. Читаю, пытаясь донести смысл каждого сообщения до зрителя, а точнее – собеседника, к которому отношусь с уважением. Так меня учили. Телеведущий должен понимать то, о чём повествует, иметь к этому своё собственное отношение. Всегда был категорически против теории, которую некоторые деятели проповедуют, о том, что диктор — только механический передатчик информации, который должен быть абсолютно нейтральным. Это что — я должен бесстрастно вещать о творящихся безобразиях, о преступлениях о несправедливости? Или я должен не радоваться успехам области, оставаться равнодушным, когда рассказываю о творческих достижениях моих коллег? Нет, это не для меня. Кроме того, никогда не признавал и не признаю будто бы раскованность, а на самом деле, расхлябанность и пустопорожнюю болтовню в последнее время часто появляющихся на экране самовлюблённых «телезвёзд».

Наше телевидение, слава Богу, «выдержанное», основанное на лучших традициях российской телевизионной школы. У нас работали и работают высокопрофессиональные журналисты, у которых есть чему поучиться молодёжи. И молодёжи у нас много – творческой, креативной, как сейчас говорят, и неравнодушной. Последнее, пожалуй, самое главное.

В течение десяти лет на нашем телевидении выходила передача «Истоки». Инициатором программы был Евгений Фёдорович Дубравный, её автором и ведущим – я. Название мы расшифровывали следующим образом: история, культура, искусство. Какую огромную аудиторию сразу обрели  белгородские художники, музыканты, артисты. Я считаю, что в деле популяризации достижений культуры и искусства роль нашего телевидения переоценить невозможно. Конечно, никто специальных исследований не проводил, но, по-моему, с появлением телепрограмм, которые знакомили белгородцев с деятелями искусства, становилось всё больше и больше посетителей на художественных выставках, стали наполняться залы на выступлениях симфонического оркестра, привык к постоянным аншлагам драматический театр. А мне эти программы давали возможность общаться с такими замечательными людьми, как художники Станислав Косенков, Григорий Гритчин, Александр Мамонтов, Владимир Кутявин, поэты Игорь Чернухин, Владимир Михалёв, Дмитрий Маматов. А с каким увлечением мы делали программы о любимцах публики замечательных артистах Николае Черныше, Евгении Ярцевой, Ирине Драпкиной, Владимире Подмогильном. Я мог бы ещё долго перечислять имена выдающихся людей, которые своим творчеством оставили глубокий след в истории искусства Белгородчины, с которыми мы ближе знакомили Белгородцев. Некоторых уж нет среди живущих, но их образ остался запечатлённым на архивных плёнках Белгородского телевидения.

Становление Белгородского телевидения пришлось на время «великой ломки». Разрушилось государство, разорялось то, что от него оставалось. Сколько в 90-е годы раздавалось голосов о том, что телевидение должно только информировать. Средствам массовой информации отказывалось в праве просвещать, воспитывать, а, по сути, предлагалось только разрушать. И примеров такого разрушающего воздействия на умы и души людей в те годы мы видели множество. На Белгородчине телевидение по этому пути не пошло. Вероятно, потому что по этому пути не пошла и сама область, благодаря позиции губернатора. И как не поблагодарить нам за него Бога! И неправда, когда говорят, что мы всё время поём дифирамбы власти, нет, у нас много материалов критических. Но наш принцип: хвалить то, что достойно похвалы, и порицать то, что достойно порицания. Эта позиция руководства ГТРК «Белгород» у меня вызывает уважение.

Одна из самых значительных моих телепрограмм – «Путь, истина и жизнь». Название предложил тогда епископ, а ныне митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Это слова из Евангелия. Иисус Христос сказал о себе своим ученикам: «Аз есмь и путь, и истина, и жизнь». Православная программа «Путь, истина и жизнь» — старожил нашего телевидения, она выходит в эфир с 1996 года. О православных храмах – разрушенных или занятых какими-либо учреждениями и организациями – мы начали рассказывать еще в программе «Истоки», когда говорили об истории Белгородчины. Ведь практически только храмы оставались свидетелями истории, не считая нескольких старых зданий в Белгороде, которые можно было снять на плёнку и показать зрителям. В новой передаче мы постигали смысл Православия, потихоньку вместе с нашими зрителями воцерковлялись, понимая, а скорее, может быть, не понимая, но чувствуя всё больше и больше благодать спасительного учения. Вначале мы говорили о церковных праздниках, обычаях и обрядах, потом нас стал больше интересовать богословский смысл этих праздников. Вместе со зрителями мы обращались к Священному Писанию и соотносили свою жизнь со словом Божиим. Мы рассказывали об освящении всё новых и новых храмов, о восстановлении древних церквей, о святых, в земле белгородской просиявших, о визитах на землю Святого Белогорья Святейшего Патриарха Алексия II и Патриарха Кирилла, о простых верующих людях, их радостях и печалях.  Все годы существования программы мы чувствовали и чувствуем сейчас поддержку зрителей. Спасибо за ваше понимание, за ваш интерес и неравнодушие. Программа высоко оценена и профессионалами телевидения. Не раз она становилась лауреатом таких престижных конкурсов, как «Православие на телевидении», «Радонеж», Царицынский Александро-Невский фестиваль СМИ, «Я люблю Россию» и многих других. Наше телевидение создало уникальный видеодокумент становления Белгородско-Старооскольской епархии, ставшей сейчас митрополией.

Благодаря телевидению я стал участником многих мероприятий Фонда святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы. В 2005-ом году, зная об информационно-просветительской деятельности ГТРК «Белгород» по возрождению православных традиций, меня пригласили принять участие в паломнической поездке в Иерусалим за Благодатным огнем, который нисходит на Гроб Господень в Великую Субботу накануне Пасхи. Обо всём, чему я стал свидетелем, я рассказал в программе «Путь, истина и жизнь». С тех пор каждый год я отправлялся с делегацией Фонда и Центра на Святую Землю и привозил частицу Благодатного огня на Белгородчину. И у нас уже сложились свои традиции по встрече Святого огня и доставке его в детские дома, дома ветеранов, в больницы и тюрьмы. Каждая моя поездка завершалась созданием фильма о Святой Земле, о чуде Благодатного огня, о том, как белгородцы встречают святыню из Иерусалима и празднуют Святую Пасху.

С Фондом Андрея Первозванного я был на Святом Афоне в русском Пантелеимоновом монастыре. Наша делегация привезла тогда в Россию мощи апостола и евангелиста Луки. И об этом событии мы сделали фильм. Мне довелось снимать фильмы о Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций», который проходит на греческом острове Родос, о медико-просветительской экспедиции Фонда и Центра, которая работала на Сахалине и Курильских островах, об историческом морском походе, посвященном 90-летию исхода Русской Армии из Крыма. Ежегодно в течение уже 13 лет представители ГТРК «Белгород» принимают участие в торжественной церемонии вручения Международной премии Андрея Первозванного, которая проходит в Кремле, где чествуют и выражают общественное признание выдающимся людям, прославившим своими трудами и служением Россию.

Конечно, я благодарен телевидению. Ведь оно предоставило мне возможность увидеть мир, расширить свой журналистский диапазон, реализовать свои творческие возможности.

Телевидение – это не только журналисты. Не буду перечислять все профессии, скажу только, что результат будет тогда, когда и технические сотрудники и творческие работники, забывая об усталости,  личных амбициях, работают на конечный продукт – интересный, занимательный, красочный, полезный, умный эфир. Я благодарен всем, кто остается за кадром, но честно, творчески делает своё дело. Монтажеры относятся к техническому цеху, но Елена Михайловна Ермолюк – работник творческий. Сколько мудрых советов дала она мне, сколько раз переубеждала в чём-то, сколько раз подсказывала нужное решение! Люблю операторов, хотя иногда ворчу на них. С ними журналист связан теснее всего, ведь они должны видеть мир твоими глазами, а ты смотришь на окружающие  их взглядом. И как важно здесь понимать и чувствовать друг друга. С удовольствием вспоминаю работу с Павлом Мейером, Михаилом Виткиным, которые сейчас трудятся в Москве в ВГТРК, снимают репортажи по всему миру, во взаимопонимании работаем сейчас с Артёмом Антоновым, Алексеем Зиминым, Евгением Цапковым, телеоператорами молодыми, но уже ставшими настоящими мастерами.

Конечно, в 20-летней истории Государственной телерадиокомпании «Белгород» были и неудачи, но всё же, по-моему, больше было побед. О чём говорят и успехи наших журналистов во многих конкурсах и фестивалях. Хочу пожелать всем сотрудникам ГТРК «Белгород» не успокаиваться, а стремиться к достижению высочайшего профессионализма, но главное, любить своих зрителей и никогда не быть равнодушными.

Виталий Стариков, народный артист России, ведущий телерадиопрограмм ГТРК «Белгород».

Яндекс.Метрика