Раиса Антонова: Это было недавно, это было давно…

«Как? — удивлялись руководители предприятий, — платить за объявление о приеме на работу? Да  мы уж как-нибудь сами». Из всех СМИ области мы первыми организовали коммерческий отдел. Признаюсь, и слезы от бессилия проливала, и скучала по журналистике, и несколько раз просила Александра Сергеевича Трещалина, председателя телерадиокомитета, вернуть меня назад, в отдел экономики. Но он только улыбался: у Вас получится…

Не сразу Москва строилась. Предприниматели, хотя и понимали, что без рекламы трудно идти вперед, уж очень неохотно расставались даже с небольшой частью кровно заработанного. Да и не так много их было в нашем регионе. Промышленные предприятия тоже нельзя было назвать платежеспособными. Большинство лежало на боку. Ну, а те, которые крепко стояли на ногах, работали на зарубежье. Зачем им местная реклама? А тут еще коллеги с вопросами в конце каждого месяца. Ну как, дескать, на премию нам заработала?

Спрос на рекламу, считаю, вырос во многом благодаря нашим новостям: интересным, насыщенным и правдивым. Очень быстро они стали для населения ежедневной потребностью. Вот тут-то руководители предприятий и кооперативов стали воспринимать телеэфир не только как трибуну для пропаганды своих идей и начинаний, но и одним из способов продвижения товаров и услуг, потихоньку привыкать к тому, что в имидж, рекламу надо вкладывать деньги.

20 лет назад у нас не было, как сейчас, суперкомпьютеров, и видеокамеру коммерческому отделу выдавали от силы на час. У нас даже кассеты своей не было! По обыкновению мы заимствовали ее у кого-нибудь из журналистов. Приходилось в одном лице быть и коммерческим агентом, и сценаристом, и режиссером, и диктором, и даже бухгалтером. Ролики делали в основной массе игровые. Кто только не принимал в них участие! И артисты драмтеатра, и дети, и спортсмены, и пенсионеры, и студенты (в том числе — африканского происхождения). Как-то я пригласила на съемку информационного рекламного ролика студента из Непала. Негр по-русски говорил с сильным акцентом. Записывали его «новость» чуть ли не по словам, хохотали, а пришло время монтировать — чуть ли не плакали. Но зато, какой был ошеломляющий эффект! Ролик просто взорвал эфир.

На съемках ролика о колбасных изделиях местного производителя актриса нашего драмтеатра, вживаясь в роль сотрудницы ОТК, которую просто преследовал аромат исследуемого материала, сырокопченой колбасы, съела чуть ли не всю палку реквизита. По сценарию она монотонно, украдкой  должна была опустошать емкость с колбасой. Чтобы ролик получился, как задумали, смешным, пришлось делать много дублей. Работала она, что называется, в поте лица. Все получилось, однако после съемок она надолго лишилась аппетита.

Мы изготавливали ролики не только для проката в своем эфире, но и для размещения в других регионах. Так было и с роликом о шифере нашего местного производителя. Назвали мы его «Крыша», что, к сожалению, актуально звучит не только сейчас. Заключительные слова ролика были примерно такими: «наша крыша круче всех». Для съемок нужны были  интересные молодые люди. И я уговорила сняться в ролике мужа и его сотрудника. Статные, одетые по последнему слову моды мужчины произвели  впечатление крутых парней. Ролик удался, но эпилог к его прокату был неожиданным. Звонят из Орла:

— Вы записывали ролик про крышу? Нужны координаты пацанов.

— Зачем?

— Встретиться надо!

Поскольку коммерческий отдел тогда располагался в здании главпочтамта, а телевизионщики арендовали помещение «Сельхозхимии», в целях экономии времени мы вынуждены были первые годы привлекать к изготовлению телевизионных рекламных роликов радийщиков. С удовольствием и творческим азартом звук оформляли звукорежиссер Валентина Казначеева, звукооператоры Любовь Киценко, Светлана Лашина, Надежда Шевченко, диктор Валентина Шаталова, фонотекарь Алла Гончаренко. Радио было в одной смычке с телевидением. На работу ходили как на праздник. Было интересно и весело, хотя времени катастрофически не хватало.

Помимо постоянных переговоров с рекламодателями, изготовления рекламы на радио и телевидении, оформления договоров, отчетной документации, мы выпускали в телеэфир концертную программу «Примите поздравления», где каждое музыкальное поздравление представляло собой зарисовку о человеке (эта программа пользовалась просто огромной популярностью), получасовую платную передачу «Коммерческий вестник». В памяти почему-то отложились ее съемки на сцене пустого и холодного актового зала «Сельхозхимии». Оператор, он же в одном лице и режиссер, и суфлер, снизу шипит: голову чуть-чуть поверни, держи спину и улыбайся, в текст не заглядывай, я подскажу. А у меня, автора и ведущей программы, и память отшибает, и зуб на зуб не попадает, и софиты слепят так, что ничего не вижу.

В «Коммерческом вестнике» мы делали сюжеты и репортажи не только о новых товарах, услугах, интервьюировали предпринимателей. В постоянной рубрике «Антиреклама» «полоскали» недобросовестных производителей и некачественные товары. Сегодня сказали – завтра уже весь город, да что там город – область говорила.

Однажды мы столкнулись с тем, что в продовольственных магазинах предлагают к праздничному столу то ли немецкие, то ли французские консервы для собак. Нас тогда звонками чуть не замучили: а как выглядит этикетка, а можно ли такими консервами отравиться, ну и так далее.

Времена менялись, а с ними – и наши программы. Появились автосалоны — мы стали выпускать в эфир коммерческую программу «Автомания», началось интенсивное индивидуальное жилищное строительство – в эфир вышла передача «Строим дом мечты». Мы всегда старались идти в ногу с жизнью, не просто доносить коммерческую информацию, а побуждать людей к действию. И я считаю, что это настоящее искусство — найти конкурентные преимущества рекламируемого товара, услуги, выразить это оригинально, образно, экспрессивно и в то же время понятно, буквально в двух словах показать (а фактически доказать!) плюсы, которые могут приобрести  потенциальные потребители.

Свой отдел мы в шутку называем «раем». У нас две Раи: я и Раиса Гомберг. Так вот, из нашего крошечного «рая» сотрудники просто так не уходят. Причины может быть три: либо в связи с переездом (Ирина Хайтофф уехала жить в Канаду), либо в связи с учебой (Ольга Старокожева поступила на режиссерский факультет ВГИКа, сейчас много пишет для 1 канала), либо в связи с уходом в декрет (Яна Брысина, Наталия Попова). Неписанное правило менеджеров коммерческого отдела — даже в условиях жесткой конкуренции на рекламном рынке быть ненавязчивыми и делать все возможное, чтобы рекламодатель остался доволен своим денежным вложением.

 

 Раиса Антонова, начальник коммерческого отдела ГТРК «Белгород».

Яндекс.Метрика