Стремление видеть на расстоянии было у человечества всегда. Достаточно вспомнить героев русских народных сказок, которые катали яблочко по блюдечку, пытаясь увидеть то, что происходит в тридесятом царстве в тридевятом государстве. Чем не прообраз нынешнего телевидения? Но прошли века, пока прогресс науки, техники и культуры создал возможности для воплощения этой идеи в реальность.

Со стороны кажется, что у телевизионщиков жизнь – сплошной праздник, ведь как интересно быть всегда в курсе событий, творить и создавать что-то необычное. Однако жизнь, идущая по ту сторону экрана, полна забот и напряжения. Это работа, требующая терпения и постоянной творческой энергии, особой организованности и жёсткой дисциплины, незаурядного интеллекта и высокой коммуникабельности. Собственно, в каждой телевизионной профессии свои требования: современные технические знания, быстрота реакции, владение словом, отточенные навыки, умение работать в коллективе… да мало ли что ещё требуется для полной отдачи в профессии! Представьте себе, что Вы смотрите долгожданную программу, и вдруг экран телевизора погас. Не просто удивление, раздражение или недоумение, а настоящий вакуум, в котором Вы неожиданно оказываетесь: жизнь продолжается где-то там, без Вас, по своим законам, изменить которые Вы не в силах. А вот по ту сторону экрана — настоящее бедствие с выяснением, кто виноват и что делать, ведь ошибок технических или творческих быть не должно, потому что высока ответственность тех, кто посвятил себя телевидению.

Работа на ТВ — действительно удивительный мир творчества и самоотдачи, в котором есть место для постоянного самосовершенствования. Идет время, приходят новые люди, зажигаются новые звезды. Но, соприкоснувшись с этим миром, редко кто уходит с работы на телевидении по собственному желанию, если состоялся в профессии.

Еще в середине 80-х я попала на наше областное радио. Требовался ведущий детских и молодежных программ, решила попробовать свои силы. Первый опыт оказался удачным. Помню, предложили для пробы озвучить текст, не останавливаясь. После этого услышала: спасибо, записано, сегодня выйдет в эфир. Работа на радио помогла понять, как должен звучать голос в эфире, сделать первые шаги в журналистике. В то время в Белгороде собственного ТВ не было. Как только оно появилось, не задумываясь, решила изменить свою судьбу. Тогда я преподавала в педагогическом институте, поступила в Академию педнаук в Москве, чтобы заняться научной работой и защитить диссертацию. От всего пришлось отказаться и начать практически заново искать себя в новой профессии телевизионного журналиста. Работала корреспондентом, ведущей авторских программ, возглавляла отдел информации, была главным редактором. То, что в кадре – это лишь одна сторона медали. За кадром – трудная, но очень интересная работа. Отвечать за организацию этого сложного процесса, в котором от работы каждого, а в коллективе телерадиокомпании более 120 сотрудников, зависит конечный продукт в эфире, очень не просто. Когда директор ГТРК «Белгород» Юрий Иванович Помельников решил, что мне можно доверить работу заместителя директора, поняла: наступает новый этап ответственности. Пригодились накопленный за годы работы в нашем коллективе опыт и полученные во время учебы в аспирантуре в Москве профессиональные знания.

Во время работы над диссертацией, посвященной телевидению, посчастливилось побывать на федеральных телеканалах, во многих программах, на семинарах, пообщаться с известными телевизионщиками. Результаты научной и практической работы отражены в публикациях в различных научных сборниках, а также в авторской книге «Телевидение. Время местное». Единственное, чего очень не хватает – творческой работы над собственными репортажами и передачами. Поэтому по-прежнему иногда веду в прямом эфире вечерние новости, студийные ток-шоу. Ведь для телевизионного журналиста – это возможность чувствовать, что ты что-то можешь в этой профессии, что ты полезен зрителям. Прямое включение

Почти за 20 лет работы в ГТРК «Белгород» было немало событий, особых встреч, новых знакомств, ярких впечатлений. Вспоминается, например, такая командировка. 1996 год, чартерный рейс, в самолёте представительная делегация из 12-ти человек (это руководители различных ведомств) во главе с губернатором (а тогда главой администрации) Белгородской области Евгением Савченко. И наша съёмочная группа: я – журналист, Максим Покутнев – телеоператор. Летим в Крым, цель – подписание соглашения о сотрудничестве с Крымской Автономной Республикой. Всего два дня, 30 мая и 1 июня, а впечатлений — на целую большую передачу: подписание официальных документов в Симферополе, открытие в день защиты детей нового корпуса санатория в Евпатории, который строил совместно с Украиной наш цементный завод, встреча с моряками Черноморского флота, экскурсии, запись интервью Е.С.Савченко на берегу моря. А когда вернулись домой, обо всём этом рассказали нашим зрителям в специальной программе.

Работа на ТВ иногда подбрасывает непредвиденные ситуации, например, были разные курьезные случаи. Ведём с Виталием Стариковым ток-шоу в большой студии ГТРК, посвящённое Дню милиции. Прямой эфир, главное уложиться в отведённый хронометраж. Кое-что в сценарии сокращаем по ходу передачи, понимая, что время не позволяет. И вдруг в конце программы, которая длится почти час, остаётся ещё несколько минут. Проводим небольшой блиц-опрос зрителей студии, ещё минута… В.Стариков приглашает одну из дам, участниц программы, на танец, несколько пар танцуют под музыку вальса, который мы слышим в студии. А вот телезрители, как потом оказалось, слышат на нашем спокойном танце ритмичную, заводную музыку, которую даёт в эфир звукорежиссёр на конечных титрах. ТВ – это и быстрота реакции, и умение правильно ориентироваться в ситуации, которые требуются от каждого сотрудника.

А сегодня каждый рабочий день – это школа выживания, потому что приходится одновременно решать сразу несколько задач, говорить по нескольким телефонам, вылавливать ошибки на доэфирной стадии, определять, чем будут наполнены «Вести. Белгород», общаться не только с сотрудниками коллектива, но и с десятками людей из других организаций, а ещё с теми, кто звонит на ТВ, чтобы поделиться радостью или бедой, рассчитывая на нас, как на истину в конечной инстанции. Звонок телефона, поднимаю трубку: «Здравствуйте, это телевидение? Вы понимаете, мне корову пасти негде. Раньше на лужайке пасли возле школы, а теперь директор школы запретил, что делать?»

У кого-то в квартире с потолка вода течёт, у кого-то соседи по даче кусок земли присвоили, кто-то жалуется на пробки на дорогах, которые мешают вовремя доехать на работу, а у кого-то в селе мост деревянный через реку пришел в негодность, кто-то не может смириться с тем, что рушится памятник архитектуры или братская могила давно заброшена, кто-то стал очевидцем ДТП, а у кого-то дом стоит на повороте дороге, и в него уже третий раз въезжает КАМАЗ. Про все случаи жизни, которые ведомы нашей службе, отдельную книгу написать можно! Наша неспокойная, напряженная работа не только колоссальный опыт самоорганизации, но и реальная возможность помочь людям, и жизнь, насыщенная событиями.

С переходом ГТРК «Белгород» на информационное вещание немало сил было вложено в становление и развитие обновленной службы информации телевидения, в создание и выстраивание новой системы работы. В 2011 году на Всероссийском фестивале телевизионных фильмов и программ «Берега» информационный выпуск «Вести-Белгород» завоевал Диплом I степени в номинации «Лучшая информационная программа».

Будучи филиалом государственного медиахолдинга (ВГТРК), ГТРК «Белгород» выстраивает концепцию вещания с учетом государственных интересов. Готовится эфир, исходя из местных новостей, но с привязкой к федеральным событиям в масштабах страны. Благодаря командировкам, удалось побывать не только в ВГТРК, но и у коллег в Самаре и Калуге, Курске и Воронеже, Волгограде и Рязани. Обмен опытом помогает найти что-то новое, интересное и эффективное в организации работы по ту сторону голубого экрана.

 Надежда Дворецкая заместитель директора ГТРК «Белгород», кандидат филологических наук.