Светлана Запорожченко: Как молоды мы были, как верили в себя…

Телевидение в Белгороде появилось значительно позже, чем у наших соседей курян или воронежцев, и нам, сотрудникам Белгородского комитета по телевидению и радиовещанию, было немного обидно: комитет по телевидению, а без телевидения.

Конец 80-х, начало 90-х — время бурное, неуправляемое. Вот уже в Белгороде и частный телеканал появился — «Магнит». Белгородцы его смотрели взахлеб. Меня приглашали туда работать, и я было заколебалась. А.С.Трещалин, к которому я пришла за советом (он был тогда председателем комитета), как-то загадочно улыбнулся и сказал: «Можешь идти, но все-таки подумай». Он-то, наверняка, уже знал, что будет у нас, наконец, свое телевидение. И, действительно, через некоторое время вопрос об организации государственного телевизионного вещания был решен во всех инстанциях. Мы с Михаилом Ермоленко, не сговариваясь, пришли к Александру Сергеевичу проситься на телевидение. Надо отдать должное А.С.Трещалину, он никому не мешал проявлять творческую инициативу, так мы и стали первыми радийщиками, пустившимися в плавание по голубым волнам телеэкрана. Возглавил телевидение опытный журналист-газетчик — Е.Ф.Дубравный. Это и была наша первая творческая группа. Первыми быть почетно, но о почете мы думали меньше всего. Мы хотели сделать свое телевидение, и нам было все интересно. Опыта не было, курс «телевидение», прослушанный в университете (Миша закончил Воронежский факультет журналистики, я — Казанский, Е.Дубравный — Московский), был очень далек от реального телевидения. Все постигали методом проб и ошибок. Взять хотя бы такой пустяк, как одежда ведущего. Михаил первую передачу вел в красивом полосатом мохеровом свитере, а на следующий день раздались звонки от телезрителей, что «ведущий похож на осу». Мы не обиделись: со стороны виднее, замечание учли. Я решила, что очень красиво будет смотреться на экране красное с черным. Это теперь-то мы знаем, что слишком много черного «съедает» свет, а ярко-красное — «фонарит» на экране, а тогда свой первый стэнд-ап я записала в таком сочетании цветов. Сейчас смотрю и за голову хватаюсь. А сколько их еще было таких проколов!

Лицо канала определяют новости, это мы понимали и старались сделать их интересными. Миша придумал для себя авторскую передачу «Отражение», но нам так понравилось название, что уговорили его отдать для новостей. Он не возражал, и тут же у него родилась новая идея — «Наблюдатель». Передача, которая затем 10 лет шла в эфире, была любима, ожидаема и сразу подняла, как бы сказали сейчас, «рейтинг» наших программ.

Вспоминаю, как записывали первые выпуски новостей. Декораций не было, в качестве фона использовали книжные шкафы в кабинете Евгения Федоровича или директора «Сельхозхимии» В.Евсюкова. Позже художницы сестры Мамонтовы нарисовали нам первые «задники», их установили на сцене – это уже была студия! Первое время новости читали мы с Мишей, потом привлекли Григория Тарасова, редактора новостей радио, наконец, появились постоянные ведущие — Надежда Дворецкая, Виталий Стариков. Суфлера не было, ребята старались запоминать текст, чтобы меньше смотреть в стол. Они и сегодня работают в эфире: отличные профессионалы. Новости собирались из того, что было, чаще дублировали радийные, но когда Евгений Федорович пригласил на телевидение собкора ТАСС Льва Федоровича Конорева, на телевидении появилась настоящая служба новостей.

Много помогали нам советами тогдашние собкоры «Вестей» по Курской и Белгородской областям Вадим Симоненко и Наталья Журба. К сожалению, они оба рано ушли из жизни, но для нас они остались первыми наставниками.

Вместе с ними готовили и первый телемост «Шаги Победы», посвященный 50-летию Курской битвы. Передача шла в прямом эфире. Пришла ПТС из Москвы, приехали московские ведущие Татьяна Судец и ее коллега, уже не помню по имени. Они — на сцене. Мы с Мишей работаем на площади, берем интервью у ветеранов. Прямой эфир, передача идет на всю Россию. Белгородскому телевидению год отроду. Это наше боевое крещение. Жуткая жара. Боимся, как бы ветеранам не стало плохо. Объявляют прямое включение Белгорода. Подъезжает летчик-космонавт Береговой, он участник Курской битвы. Его приглашают к микрофону, а он не поняв, что это прямой эфир, спрашивает: «А что говорить?» Миша стремительно взлетает по ступенькам на сцену: «Георгий Тимофеевич, а расскажите, когда страшнее было: в небе под Прохоровкой или в космосе». Ситуация спасена, москвичи потом сказали: вы профессионально сработали и не поверили, что это был наш первый прямой эфир.

А наши новогодние программы с шашлыками под елкой в лесу! Честное слово, сегодня бы ни за что не взялись повторить такое. А тогда нам сугробы были по колено. Вытаскивали в лес под настоящую елочку и глав районов, и руководителей предприятий, и артистов. И шашлыки жарили настоящие, и шампанское открывали, и даже на вертолете Деда Мороза (народный артист В.Стариков) поднимали. Потом целый год эти новогодние передачи зрители вспоминали и спрашивали, что мы еще придумаем. Надо отдать должное белгородским зрителям: они были очень благосклонны к первому областному телевидению. Прощали нам неправильно сделанный баланс, в результате чего один из руководителей района на экране получился синим, прощали затянутые интервью — так жалко было сокращать интересного собеседника. В телевидение поверили. Нам писали письма, обращались за помощью, и мы помогали. У нас даже передача выходила: «Вы нам писали…»

Надо сказать, что первая команда БТВ была по-настоящему творческой. Каждый старался внести свой вклад в программу, благо эфирного времени у нас тогда было достаточно. Режиссер Ю.Сергиенко вместе со звукорежиссером А.Скрипник придумали «Вечерний экран», Н.Дворецкая вела «Наше здоровье», А.Русакова — «Семейный круг», у меня была передача «Какие мы» и «Деловые женщины», у В.Старикова — «Истоки», «Путь, истина и жизнь», а кроме того было снято немало очерков и репортажей об интересных людях, о предприятиях, районах. Е.Дубравный снял цикл передач о белгородских художниках и писателях.

Быть государственным каналом — это еще и большая ответственность. В 90-е годы во время выборных кампаний в область приезжали руководители государства, лидеры политических партий. Мне довелось брать интервью у первого Президента России Б.Ельцина, а М.Ермоленко в прямом эфире беседовал с В.Жириновским, Г.Зюгановым, Г.Явлинским, председателем Государственной Думы Г.Селезневым и со многими другими. Держался он очень уверенно, и собеседники отмечали высокий профессионализм ведущего. Частым гостем в прямых эфирах с М.Ермоленко был губернатор области  Е.Савченко. Это были блестящие диалоги: в них было место и анализу ситуации, и критике, и доброй шутке. Приятно, что сегодня на телевидении работает сын Михаила Васильевича – Владимир. Очень хочется, чтобы он оставил такой же след в истории Белгородского телевидения, как и его отец.

Во многом успех любой передачи или сюжета зависит от работы оператора. И в этом отношении нам везло. Операторы были классные: Виктор Сериков, Михаил Шерстобоев (увы, его уже нет с нами). Позже пришел Паша Мейер, о нем можно сказать, что он родился с камерой в руках. От отца, профессионального фотографа, унаследовал и чувство света, и умение выстроить кадр. Как мы радовались, когда Павел выиграл в каком-то фотоконкурсе путевку в Бразилию, помогли ему быстро оформить загранпаспорт, а потом обо всем этом рассказали по своему телевидению. Теперь Павел работает в Москве, на телеканале «Россия», туда же перешел из ГТРК «Белгород» и Михаил Виткин. О Мише – особый разговор. Его семья переехала в Белгородскую область из Ферганы. Купили домик в Глинках, это за Томаровкой. У Миши давняя мечта – стать оператором и поступить во ВГИК. Оператор классный, человек удивительный. На съемки никогда не опаздывал, соглашался работать допоздна, а ведь каждый день несколько километров шел пешком из своего хутора до трассы, чтобы доехать на работу. Сегодня Миша — ведущий оператор «Вестей», выезжает в горячие точки, многие видели его репортажи из Сирии и интервью с ним, в котором делится, как он был в пяти минутах от смерти. «Стреляют снайперы – вот, что самое страшное. То, что они сейчас промахнулись, мне просто повезло. Если бы на пять сантиметров ниже, то уже бы не встретились», — это он рассказывал об одной из своих съемок. А совсем недавно узнала, что за отвагу и высокий профессионализм, проявленные в экстремальных ситуациях, телеоператор ВГТРК Михаил Виткин награжден медалью «За отвагу». Вот таких операторов мы выпустили из своего гнезда.

Вспоминая тех, с кем пришлось работать, не могу не сказать о талантливом журналисте Константине Алексееве, к сожалению, тоже рано ушедшем. Универсальный журналист: он умел работать с камерой, собственно и пришел на телевидение как оператор, писал отличные репортажи, был хорошим аналитиком, умел «разговорить» собеседника, был ведущим программы «События недели», провел не один прямой эфир. Надо сказать и об Ирине Смагиной, Ирине Морозовой, Елене Малиновской, Анастасии Синегубовой, Евгении Додон, Светлане Щербак, Анне Кузнецовой — эти журналисты пусть и не работают сегодня на Белгородском телевидении, но они тоже в свое время определяли лицо канала.

Двадцать лет — это немного в масштабах истории, но это время, которое позволяет оглянуться и оценить сделанное журналистами Белгородского телевидения. Вот уже более 10 лет возглавляет его Ю.Помельников. Благодаря ему, коллектив ГТРК «Белгород» помолодел, и я с удовольствием слушаю и смотрю репортажи С.Немыкиной, А.Рудченко, И.Василенко, Ю.Хаустовой, В.Ермоленко и вспоминаю, как молоды мы были, и радуюсь за сегодняшнюю молодежь, такую же ищущую и неугомонную.

С.Запорожченко, первый главный редактор ГТРК «Белгород».

 

Яндекс.Метрика