Благодарю судьбу, что дала мне возможность прикоснуться к удивительному источнику человеческого творчества – телевидению. И до того я не был обижен возможностями журналистской профессии. Работа в «Белгородской правде» сводила меня с такими гигантами отечественной культуры, что порой дух захватывало – Людмила Зыкина, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Муслим Магомаев, Ян Френкель, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон. Общение с этими мощными источниками человеческого духа могло бы обогатить не одну журналистскую душу.

И вдруг – телевидение! Я буквально ринулся в освоение совершенно нового для меня, целинного информационно-художественного пространства. А ведь возникли мы на уже обозначившихся развалинах общественной жизни, созданию и укреплению которой наши отцы и деды отдали столько сил и духовной энергии. Да и мы были не просто «продуктами» уходящей системы, а ее достаточно активными рекультиваторами. Больно было безучастно наблюдать, как новоявленные реформаторы рушили созданное на невероятных страданиях, на великой жертвенности наших людей, давно ставшее родным общесоюзное российское общежитие.

В меру своих сил мы пытались притормозить разрушительный процесс в отдельно взятой области. Появились рубрики «Человек и его дело», «Рынок и производство», «Клуб деловой женщины». Кстати, они принесли нам первые творческие победы в областных и межрегиональных конкурсах.

А меня взволновала одна печальная информация. В области было хорошо развито коневодство. Многие колхозы создали у себя конефермы и белгородскими саврасками интересовались в ту пору даже итальянцы. И вдруг читаю: в колхозах повсеместно ликвидируют конефермы – содержать лошадок стало нерентабельно. Это слово опустошающим ураганом пошло гулять по российским селам.

Мне посчастливилось: я отыскал уцелевшую ферму в новооскольском колхозе «Знамя труда» и успел снять видеофильм «Эх вы, кони». Тревожная получилась работа, и мы направили ее на Всероссийский конкурс. Признаюсь, без особой надежды. И вдруг утренний звонок В.С.Кучеренко, нашего руководителя журналистской организации: «Срочно ко мне, я уже замучился с твоим миллионом».

Оказывается, фильм неожиданно завоевал первое место и «сказочную» премию. Владимир Семенович извлек из сейфа полиэтиленовый пакет, набитый не очень крупными купюрами, и торжественно вручил мне этот «мешок» с деньгами: «Объявили лауреата, а его в зале нет. Вот и пришлось мне выступить в роли победителя. Я этот мешок в гостинице в холодильнике прятал».

Через пару дней в «Белгородской правде» появилась информация «И миллион в придачу». Но чтобы купить на эту «огромную» премию видеомагнитофон, мне пришлось добавить еще 300 тыс. рублей.

Мы упорно продолжали искать «свет» в конце мрачного тоннеля. И, кажется, нашли: известный тележурналист Сергей Торчинский предложил организовать межрегиональный творческий конкурс «Российское село: преобразования, проблемы, перспективы». Губернатор Евгений Савченко охотно поддержал нашу идею. Заинтересовано отнеслись к ней и многие руководители ведущих сельхозпредприятий области, первым среди которых был дважды Герой Социалистического Труда Василий Яковлевич Горин.

Конкурс вызвал заметное оживление в рядах тележурналистов. Двадцать четыре телекомпании прислали свои работы. Гран-при вручили Людмиле Гусаровой из Брянской ГТРК, лучшим оператором был признан Виктор Калабин из Владимира, обладателями диплома за самую удачную режиссерскую работу стали воронежцы, а приз за лучшую проблемно-аналитическую программу достался ставропольским тележурналистам. Наша телерадиокомпания получила приз за лучший фильм-портрет.

Мы предполагали сделать фестиваль ежегодным, но экономическая ситуация в сельском хозяйстве России катастрофически ухудшалась, и после проведения второго конкурса, который прошел в Старом Осколе, пришлось на время приостановить творческое состязание.

Отыскивая обнадеживающие ростки в экономической жизни области, мы не забывали и о духовно-нравственном наполнении нашего бытия. Основная нагрузка тут ложилась на программы «Истоки» и «Околица». Но этого было явно недостаточно. Мы решили пополнить местные культурно-исторические источники богатством «со стороны». Так родилась передача «Неслучайные встречи». Старались не пропустить ни одну заезжую знаменитость. Правда, первый блин едва не получился традиционным комом.

По линии «Белгородкино» заглянул в наши заповедные места легендарный красноармеец Сухов из нашумевшего фильма «Белое солнце пустыни», то бишь популярнейший актер Анатолий Кузнецов. С него и хотелось мне начать новую программу. Но в ходе очень теплой беседы Анатолий Борисович вдруг поинтересовался: «А какой же у вас гонорар?» Понятное дело, я растерялся. Потом вспомнил, что в объемных передачах выходило два рубля минута эфирного времени. Прикинул и говорю – 60-70 рублей. Кузнецов вскинул на меня взгляд, улыбнулся как-то снисходительно и отрицательно покачал головой.

Однако на идею эта осечка не повлияла, и передачи стали выходить регулярно. Одной из первых в студии появилась прекраснейшая певица, народная артистка России Александра Стрельченко. Затем, знаменитый дирижер оркестра русских народных инструментов  Николай Калинин «привел» народную артистку России Анну Литвиненко. И вскоре передача стала одной из самых популярных у наших телезрителей. Композитор Карен Хачатурян, легендарный саксофонист и руководитель удивительного ансамбля «Мелодия» Георгий Гаранян, народный артист СССР Анатолий Соловьяненко, прижизненный классик, писатель Валентин Распутин, знаменитый режиссер, народный артист СССР Владимир Андреев – далеко не полный ряд знаменитостей страны, украсивших наш белгородский экран. И о каждом из них можно было бы рассказать неповторимую историю. Но ограничусь встречей со знаковым кинорежиссером, кумиром наших студенческих лет Марленом Хуциевым. Марлен Мартынович вызвал особое уважение тем, что не согласился на беседу сходу, а попросил перенести разговор на время, когда он побывает на Прохоровском поле. Потрясение, которое он там испытал, и определило основное направление нашей беседы. Более того, подсказало новую идею: собрать воедино впечатления всех талантливых людей, побывавших на Третьем ратном поле России, и предложить эти душевные откровения белгородцам и гостям Святого Белогорья. Ведь среди уникальных личностей – певец, композитор, актер Михаил Ножкин, великий тенор, народный артист СССР Анатолий Соловьяненко, великая исполнительница народных песен Людмила Зыкина, Герой Советского Союза, участник сражения под Прохоровкой Михаил Борисов, наш земляк, кинодокументалист Николай Ряполов, писатель Михаил Алексеев и многие другие.

Особого рассказа требует проблема формирования творческого коллектива. Ведь мы начинали на ровном месте. Тут можно вспомнить столько неповторимых историй. И вообще слово «неповторимое» двадцать лет назад было самым объективным и ходовым для нашего нарождающегося телевидения. После ухода нашего первого режиссера-оператора Валерия Михеева, мы испытывали настоящий операторский голод. Виктор Сериков просто не мог справиться с растущим объемом съемок.

И тут нам крепко повезло. В один прекрасный день на пороге моего кабинета появился совсем еще юный Павел Мейер. Меня смутило, что он пришел не один. Оказывается, отец так переживал за начинающего оператора, что не удержался от сопровождения. Но Павел довольно быстро убедил всех в своей полной самостоятельности, и корреспонденты охотно заявляли его на съемки. При монтаже сюжетов, отснятых Мейером, никогда не возникало проблем, и вскоре мы стали доверять ему самые сложные репортажи и телепередачи.

Работать с ним было настоящим удовольствием. И сейчас, просматривая свои старые передачи, я удивляюсь операторским находкам и тонкому мастерству Павла. Помню, как сложно ему было работать при подготовке телефильма «Предназначение» о Николае Ряполове. Времени для съемок совершенно нет – Николай Филиппович жил и трудился в Москве и в Белгороде появлялся от случая к случаю. «Отловили» мы его в Грайвороне во время презентации очередного документального фильма. Записывали в скверике, что называется «на пеньке». Получался монолог-биография – ведь видеоряда никакого. А рядом в Климовом, на своей родине Ряполов приобрел не так давно дачный домик. Туда и заманил я его на следующее утро. Чувствуя любопытный фактический материал, Павел работал героически. В итоге фильм наш был отмечен дипломом и премией газеты «Белгородская правда».

Вполне закономерно, что фамилия Павла Мейера чуть ли не ежедневно звучит на российском канале, где он уже не один год трудится в программе «Вести». Москва должна быть благодарна ГТРК «Белгород» уже за то, что на телеканалах столицы успешно работают наши «выпускники» — операторы Михаил Виткин, Сергей Енин, Сергей Трусков, немало талантливых тележурналистов.

Евгений Дубравный, заместитель председателя ГТРК «Белгород» по телевидению (1992-2004), заслуженный работник культуры РФ.