Специалисты назвали самые популярные сценарии киберпреступлений

Банк России проанализировал случаи совершения операций без согласия клиентов. В прошлом году почти 62% таких операций в стране были связаны с применением методов социальной инженерии. Другими словами, мошенникам удалось убедить человека отдать свои деньги или секретные сведения добровольно в более чем половине случаев.

Как сообщили в отделении по Белгородской области Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу, доля социальной инженерии снизилась, в том числе благодаря повышению киберграмотности населения. Однако общее число операций без согласия клиента увеличилось на 34% до 773 тысяч операций, а их объем вырос в 1,5 раза, по сравнению с 2019 годом, и составил 9,8 млрд рублей.

Изменилась и тактика злоумышленников. Популярным сценарием стала легенда о якобы спасении средств на депозите. Мошенники предлагают потенциальной жертве перевести все свои средства «на защищённый счёт» или «спасти сбережения от закрытия счёта посторонними лицами». Эксперты Банка России предполагают, что такие сценарии будут и дальше развиваться.

«Чаще всего человеку звонят и выпытывают данные карт, коды из смс-сообщений под предлогом остановки операции, которую якобы кто-то совершает за него. Ещё один предлог выманить деньги – сообщение о ошибочном переводе. В этом случае мошенники взывают к порядочности жертвы. Следует помнить, что смс о поступлении денег может быть ложным. Любую информацию нужно проверять», – подчеркивает руководитель регионального отделения Банка России Андрей Беленко.

Нередко аферисты, представившись сотрудником банка, сообщают, что ваш личный кабинет в онлайн-банке скомпрометирован. Под предлогом безопасной смены пароля они требуют сообщить код из смс. Завладев им, злоумышленники получают полный доступ ко всем вашим счетам. Ещё в одном сценарии мошенники уговаривают установить на телефон «безопасное приложение», чтобы защитить мобильное устройство от взлома, хотя на самом деле оно откроет удалённый доступ для хищения.